Чтобы воспитывать другого,
мы должны воспитать, прежде всего, себя.
(Николай Васильевич Гоголь)
В рамках годового плана педагогом-психологом Г.А. Кокориной был проведён психолого-педагогический тренинг для педагогов.
Цель и задачи тренинга: создать условия для эффективного сотрудничества; помочь педагогам раскрыть свои личностные качества; формировать у педагогов навыки группового взаимодействия.
Данный тренинг был начат с самопрезентации педагогов. Для этого каждому педагогу надо было продолжить следующие фразы:
— Я выбрала профессию педагога, потому что …
— Если бы я не стала педагогом, я бы выбрала профессию …
— Качества, которые я больше всего ценю в людях …
Во время тренинга с педагогами были проведены упражнения, которые предполагали работу парами, малыми группами и индивидуально. Все они преследовали одну общую цель – выработка навыков конструктивного взаимодействия с коллегами.
В первом упражнении – «Дерево ожиданий» – участники на листках бумаги писали свои собственные ожидания от тренинга, проговаривая это вслух, прикрепляли свой листок к дереву.
В следующем упражнении «Различные точки зрения» педагоги определяли критерии, характеризующие культуру педагога дошкольного образования. Работая в группах, они давали определения понятия «педагогическая культура» с точки зрения администрации, педагогов и родителей. Все проявили активность при высказывании своих суждений и пришли к единому мнению, что педагогическая культура – это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.
Далее педагогам был предложен небольшой тест. Пройдя его, они смогли ответить на вопрос: «Знаю ли я себя?». Тест способствовал осознанию себя как педагога-профессионала.
Для реализации общей методической темы в тренинг было включено упражнение на невербальное общение. Цель: установление контакта с помощью невербального общения. Выполняя упражнение «Что написано на карточке?», педагогам надо было жестами, мимикой пантомимикой передать то, что написано на его карточке.
Для следующего упражнения «Свидание» педагоги разбились на тройки. Им надо было из предложенных фраз коллективно составить рассказ. Получились полярно разные рассказы, но педагоги объяснили логику своего построения.
Еще одно очень интересное упражнение «Близнецы». В нём педагоги работали в парах, каждый выполнял действия только одной рукой, им необходимо было застегнуть рубашку, сделать поздравительную открытку и упаковывать подарок. Движения должны быть скоординированы и согласованны. Данное упражнение способствовало возникновению доверия между педагогами.
В завершении тренинга, каждый высказался: «Почему педагогом быть хорошо, почему педагогом быть плохо…». По итогу вывод очевиден: профессия педагога – это призвание!
Педагоги отметили, что участие в тренингах помогает снять агрессию и тревожность, наладить отношения с собой, повлиять на свою внутреннюю жизнь, понять, принять и поддержать себя.
Г.А. Кокорина, педагог-психолог ОРДД «Шаг навстречу»